Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия
">12 {Play}
$width = $this->params->get("width"); $panelWidth = $this->params->get("panelWidth");

tmp6D36
Гомолко
Сергей Иванович
 

Церковь с. Нижний Карачан

Церкви Карачанской зоны обозначены на карте 1790 года. В селе Н. Карачан стояла церковь во имя Св. Николая Чудотворца(престольный праздник - 22 мая). Находилась она примерно там, где сейчас стоит пожарное отделение. Церковь была обнесена железной оградой. На территории церкви была могила местного священника с крестом и надгробным камнем. В церкви служили три священника и другие служители. До 1892 года в селе была только 2-х классная церковно¬приходская школа. К 1936 году церковь была закрыта и сожжена, предположительно, вместе с церковным архивом. Перед церковью сжигались вынесенные из неё иконы.

Во время войны в остатках храма находилась автоколонна. В 50-е годы церковь стали разбирать на кирпичи. Кирпич продавали населению. Надгробный камень с могилы священника тоже кто-то забрал для фундамента дома, но семье стали сниться странные сны, и камень вернули на место. Он до сих пор лежит на склоне холма за колхозной столовой. Камень лежит на ребре и почти полностью врос в землю.

До сих пор стоят три дома, в которых жили священники. В одном из них расположен детсад, в другом аптека, третий - жилой. Ещё один дом был снесён.

В селе, по словам старожилов, есть три источника, почитаемых как святые. Никольский, на котором проходят молебны 19 декабря и 22 мая. Богоявленский или «Явлёниый» - Казанской Божьей Матери. Третий источник находится на склоне балки Сухой Карачан возле Димитровского пруда. Название его пока неизвестно. В обустройстве Никольского источника большую работу провёл, местный резчик и художник по дереву Коршунов Вячеслав Васильевич, его руками была изготовлена небольшая часовенка, к которой прикреплена икона Св. Николая Чудотворца.


Описание Таволжанского Казанского Женского монастыря

Воронежской губернии, Новохоперского уезда имение Товолжанка принадлежало генеральше Надежде С. Вохиной, которая издавна имела намерение устроить женский монастырь в этом имении. Однажды, в бытность свою летом в своем имении, она созвала нисколько благочестивых девиц разного звания, желавших вести жизнь уединенную, вдали от мира, поместила их во флигели, назначив для них содержание на свои средства. Живя в этом уединении, они читали непрестанно псалтирь по усопшем благодетеле, муже этой владелицы, и молились о благотворительнице своей, и ея родных. Свою уединенную жизнь подвижницы благочестия называли земны мъ раем и старались более и более благоугождать Богу; таким образом, с помощью Владычицы, они как бы положили начало исполнению задушевной мечты генеральши Вохиной. Но враг рода человеческого, завидуя благотворению генеральши, возбудил сильную ненависть въ лице управляющего имением. Управляющий, для соблюдения своих интересов и опасаясь потерять место при осуществлении владетельницы желания в устройстве монастыря, тотчас писал жившей в то время в Петербурге генеральше, что девицы, ею созванные для благоугождения Богу и спасения души, не хотят жить и весьма недовольны своим положением, почему он прекратил выдавать им содержание и удалил их. Вскоре промысел Божий привел в исполнение добрые намерения генеральши Вохиной следующим образомъ: священник села Костин-Отдельца Борисоглебскаго уезда Тамбовской епархии Василий Андреевич Голубев, маститый старец, бездетный, обладая значительным капиталом, вознамерился свое состояние принести в жертву Богу. В этом старце возгоралось непреодолимое желание, а именно: подыскать такое имение, которое удобно могло бы послужить для открытия женского монастыря. Благое это намерение, при помощи Божией, удалось ему наконец осуществить; пришлось как-то этому добросердечному священнику быть на ярмарки и сойтись с купцом села Товолжанки И. Ш. В разговоре с ним, иерей Василий упомянул о давнишнем своем желании купить имение с тою целью, чтобы устроить женский монастырь. Купец об этом сообщил генеральше Вохиной, которая с великою радостью решилась продать свое имение, даже с уступкой в цене. Так в короткое время промыслом Божиим совершилась покупка имения, которое заключалось в 736 десятинах земли, в одной маленькой церкви, большом недостроенном доме, флигели, в котором можно было с удобностью поместиться на первый раз. Эта продажа радовала как покупщика о. Василия, так и продавицу генеральшу Вохину, так как эти лица были одних желаний: одному хотелось купить, а другой продать. Противившийся сему делу управляющий не переставал смущать душr генеральши, которыи писал, что покупщик о. Василии вовсе не желает устраивать монастыря и, как писала сама покойная генеральша Вохина, при получении такого известия она тревожилась мыслью: сбудется ли когда-нибудь ея задушевное желание. Эта тревожная мысль не давала ей покоя ни днем, ни ночью, В этих смятениях однажды, проснувшись ночью с тревожною мыслью, она опять заснула. Вдруг она ясно слышала во сне голос: «Как Божия Матерь устроила продажу Товолжанки, так устроит и монастырь». С тои поры генеральша Вохина более не стала уже сомневаться в устройстве обители, что сбылось на деле.

Священник Василий, купив имение, обратился с просьбою к монахини Марии, жившей в Тамбовском Вознесенском девичьем монастыре, которая отличалась знанием касательно устройства монастыря. С благословения Игуменьи названнаго монастыр я, монахиня Мария с 4 другими инокинями, 7 июля 1881 г., приехали в Товолжанку, где уже были, как сказано выше, девицы числом около 10. С приездом монахини Марии, священник Василий выделил для монастыря 600 десятин, а 136 дес. оставил в свое владение ( для себя). При помощи Божией, с появлением монахини Марии в Товолжанке, дела по устройству монастыря пошли быстро. Первою заботою ея было отыскать священника, чтобы совершать божественную службу в маленькои церкви, но пока еще священника не было, и в ожидании его, монахиня Мария ежедневно приходила с инокинями в церковь, где и вычитывали акафисты, вечерню, утреню, а под праздники из всенощнаго бдения псалмопения и молитвы. Через три недели, именно 31 июля приехал давно ожидавшиися священник Тамбовской епархии Федор В. Перовский, который начал совершать богослужение. Но как церковь во имя Казанской Божией Матери была мала, холодна, при том высокая с каменным полом, то вследствие этого в том же году, 26 августа, монахиня Мария поспешила приступить к постройки большого каменного корпуса, где вознамерилась устроить теплый храм. Средств для постройки не было никаких; священник, купивший имение, для постройки дал только 2000 рублей. Монахиня Мария, употребив свои средства, при помощи благодетелей, начала постройку. Материала не было наготове, поэтому было затруднение в начале работ по закладу нового корпуса. По случаю рабочей поры доставка тысячи кирпичей равнялась их стоимости, собственными лошадьми обитель не спела обзавестись. Начальница Мария сильно скорбела о препятствиях к построике нового корпуса и теплого храма; сестры вкупе и каждая из них, найдя где¬нибудь кирпич, или даже половинку кирпича, спешили употребить в работу; так было горячо желание къ постройке другого храма. Очевидно дело это было нелегкое. Все употреблявшиеся на то средства мало¬по-малу истощались и наконецъ вовсе прекратились; работа остановилась. Понадобился для бута под фундамент дикий камень голышъ; привезти его издалека стоило больших денег, а по близости его не было. Въ такое трудное время Сама Заступница явила свою помощь и милость къ этому месту, давно Ею избранному, даже въ лице того самого управляющего, который прежде противодействовалъ сему святому делу. Приехав въ Товолжанку, онъ возвратил вещи церковныя, взятые им прежде, и въ разговоре указалъ на место, где можно было найти камень голышъ. Место, это поросшее бурьяномъ, очистили и къ удивлению всех нашли камня такое количество, какое требовалось, и доставали камень изъ земли довольно легко. Но вскоре опять явилось затруднение и на этот разъ въ недостатке обыкновеннаго кирпича. Начальнице по обыкновению пришлось скорбеть, и она, не желая смущать сестер ъ, уединилась от них с тем, чтобы излить свою скорбь слезами, и тутъ-то въ утешение ей появился старикъ, мужичекъ изъ соседней деревни, который, расспрашивая, о чем так горько она плачетъ и, узнав причину ея скорби, разсказалъ ей, что когда онъ быв мальчикомъ, то у генеральши Вохиной начата была какая-то постройка и почему-то оставлена. После этого мужичекъ предложилъ пойти с ним поискать место, где по его предположению долженъ быть кирпичный фундаментъ. Начальница тотчасъ же поспешила проверить на деле, и къ великой радости нашли кирпичу целый фундаментъ, зарытыи землею на довольно большое пространство, и весь целый съ буквами Е. В. ( имя и фамилия Генерала). Ежедневно сестры, а съ ними и священникъ о. Федор отрывали и очищали найденный кирпич, изъ котораго сложена стена алтаря, теперь кирпичу оказалось достаточно на всю эту постройку и даже съ избыткомъ. Соединение 1-го съ 2-мъ этажемъ окаймлено двойнымъ крупнымъ кирпичемъ въ виде карниза, и этотъ кирпичъ найден въ земле тоже совсем случайно. Монахиня А. пошла по заросшему высоко бурьяну выгонять телят крестьянскихъ и нечаянно натолкнулася на кирпичъ большого размера, стоявший ребромъ, она заметила это место и, возвратясь, стала истреблять бурьянъ, и нашла целый рядъ крупного кирпича, тоже забытого издавна. Кирпичъ этотъ вырыли, и его оказалось въ достаточномъ количестве. По окончании кладки, опять встретилась нZжда въ приискании плотниковъ, но и въ этомъ случаи промыслъ Царицы Небесной не замедлилъ явиться надъ новосозидаемой обителью. Многие подрядчики заявлялись съ предложением работъ, прося не менее 5000 руб. Начальница отправилась въ Тамбовъ помолиться усердно св. угоднику Питириму, почивающему подъ спудомъ въ Спасо-Преображенскомъ Кафедральномъ Соборе, и тамъ-то, чрезъ посредство старичка дьякона, наняла подрядчика, которыи вместо 5000 рублеи взялъ подрядъ только за 900 руб., а необходимые материалы,-какъ-то: доски и алебастръ представлены были Царицынскимъ купцомъ за умеренную цену съ разсрочкои уплаты. Известь доставлена Грязскимъ купцомъ Ф. Расторгуевым. Работа закипела, работали: плотники, столяры и резчики, позолотчики и моляры, штукатуры, кирпичники и каменщики, и во все время построики все съ воодушевлениемделали свое дело, даже не было ни одного случая, чтобы который либо изъ нихъ выразил неудовольствие въ чемъ-нибудь, не смотря на то, что ни съ однимъ мастеромъ не было заключено никакихъ письменныхъ условий. При помощи Божьей, работа шла успешно, такъ что все удивлялись быстрым успехам постройки. Доказательством успеха въ работе можетъ служить делание кирпича, который приготовлялся съ помощью сестеръ кирпича, старецъ о. Амвросий Оптинской пустыни делание кирпича благословилъ самой игуменье и сестрам по силе возможности, сколько могутъ, столько чтобъ сами и делали.); съ 15 августа было выжжено 50 тысячъ кирпичей, который выработывался въ 20 печах, устроенныхъ въ главномъ корпусе. Въ начале ноября вошли уже въ домъ. 14 ноября былъ освященъ главный престолъ во имя Пресвятой Троицы. Велика была радость сестеръ, которыхъ собралось уже въ то время около 50. В чувстве глубокой благодарности къ Заступнице, оне возсылали къ Ней свои горячие молитвы за милостивую и своевременную помощь, какъ дивной Покровительнице избранного Ею места. На другой годъ былъ освященъ придельный храмъ во имя Василия Великаго, ангела свя щенника о. Василия, купившего имение Товолжанку. Постройка храма св. Троицы не обошлась безъ вмешательства врага человеческаго, старающегося всегда и во всемъ делать препятствие человеку. Такъ онъ смутилъ са¬мого о. Василия, возбудивъ въ немъ чувство негодования на инокинь за то, что начали строить теплый храмъ въ доме, и даже написалъ начальнице монахини Марии письмо, чтобы не разсчитывали на помощь отъ него въ постройке, и что онъ не намеренъ помогать имъ. Тутъ Сама Владычица вразумила о. Василия, не допrстивъ исполниться вражьим наветамъ. 0. Василии, никогда не болевший, передъ праздникомъ Рождества Христова сильно простудился и заболелъ такъ тяжко, что докторъ объявилъ, что надежды на выздоровление нетъ и что дни его сочтены. На святкахъ, узнавъ о болезни о. Василия, монахиня Мария съ инокиней отправилась къ нему, и тамъ утешали его какъ могли; читая акафистъ Владычице несколько разъ, просили Ея благодатной помощи; о. Василий тоже усердно молился. И Заступница не замедлила явить свою милость!... Василий осозналъ свою ошибку, что онъ оскорбилъ инокинь своимъ письмомъ, и въ душе даль обещание помочь имъ въ постройке теплого храма.

После этого, онъ скоро заснулъ и проспалъ целые сутки. На другой день проснувшись, онъ попросилъ пищи, а покушавъ, всталъ, оделся и черезъ несколько днеи уже, оправившись совершенно отъ болезни, поехалъ въ городъ но церковнымъ деламъ, и все это после болезни, признанной неизлечимою, и но милости Божией и до сихъ поръ здравствуетъ.

Небезъинтересно заметить приключение, бывшее съ монахинями, выписанны ми изъ Тамбова о. Василием, на дороги къ месту назначения, т. е. въ Товолжанку. По обыкновению, оне везли съ собой съестные припасы, а между прочимъ рыбу и бутыль подсолнечнаго масла. Не доезжая верстъ 6 до Товолжанки подвода съ припасами опрокинулась на бокъ, и бутыль съ масломъ, не смотря на хорошую укладку, разбилась; масло вытекло. На этой подводе былъ также штофъ съ св. Богоявленской водои, святыня сопутствовавшая инокинь на новое ихъ местожительство, и что же? къ изумлению всехъ, штофъ съ св. водой только опрокинулся вверхъ дномъ, а вода ни чуть не пролилась, не вытекла, не смотря на то, что подвода лежала на боку целый часъ, пока посторонние мужички не помогли инокинямъ поднять ее. Изъ этого инокини заключили, что Сама Владычица не желала, чтобы он употребляли въ пищу рыбу и масло, а чтобы основывали монастырь на посте. Инокини, следуя такому указанно свыше, сохранили рыбу до приезда архиерея, 11 сентября того же года, когда она была очень нужна. Даже священникъ о. Василий, приехавший к нимъ служить, все лето питался вместе с инокинями кашицеи и овощами.

Съ постройкою храма на монахине Марии, устроительнице монастыря, лежала немалая забота объ утверждении монастыря, и все это сопряжено было съ большими трудами. Незабвенная благодарность въ этомъ деле, принадлежишь заботливому архипастырю, въ Бозе почившему архиепископу Воронежскому и Задонскому Серафиму. Для более успешного хода этого дела необходимы были лица въ Св. Синоде, которые могли бы следить за ходомъ дела объ утверждении монастыря. Настоятельница монахиня Мария отправилась въ г. Задонскъ, поведать свою скорбь въ молитвахъ предъ гробомъ святителя Тихона, прося его благодатной помощи въ деле утверждения монастыря. Здесь, въ Задонск Владычица и угодникъ Божий, святитель Тихонъ, являютъ свою милость настоятельнице. Случайно ей пришлось познакомиться съ родственниками одного чиновника, служившего въ Св. Синоде, который съ удовольствиемъ взялся даже безвозмездно хлопотать объ утверждении монастыря и еженедельно присылалъ сведения о ходе дела. Благодаря заботам блаженной памяти Преосвященнаго Серафима и вышесказаннаго чиновника, труды и заботы увенчались успехомъ. 1884 года 21 ноября утвержденъ монастырь, и настоятельница его монахиня Мария возведена въ санъ игумении. Въ память такого радостнаго собьтия, игумения Мария изъ своихъ покоевъ пожелала пристроить къ главному храму Святыя Троицы придельный, во имя Введения во храмъ Пресвятыя Богородицы, въ благодарность Владычице», не оставляющей своей всесильной благодатной помощью. Храм этот на следующий т. е. 1885 г, въ мае, месяце был освящен. Итак теплый храмъ вполне удовлетворителенъ. Въ этомъ храме находится съ святой Афонской горы икона Божией Матери, именуемая «Отрада или Утешение», и чтится за чудотворную. 3та икона пожертвована одною вдовицею, жившею на разстоянии 50 верстъ отъ монастыря. Когда вдовица изъявила желание пожертвовать означенную икону, то настоятельница выслала несколько сестеръ для сопровождения ея въ пути. Икона эта прекрасна живописью и привлекает для поклонения много богомольцевъ. Пожертвована она въ первый годъ устройства обители и въ то именно время, когда чувствовалась нужда даже въ хлебе. Прибытие этой святой иконы сопровождалось особеннымъ обстоятельствомъ, а именно; однажды начальница и сестры очень скорбели, что не было даже насущнаго хлеба, и все упование возложили на помощь Владычицы, съ наступлением сумерокъ, входитъ мужичекъ и, кланяясь, спрашиваетъ: куда прикажутъ ему ссыпать хлебъ? Сестры въ удивлении разспрашиваютъ о хлебе и узнаютъ, что хлеба привезено на 7 подеодахъ изъ Сукманки. На вопросъ кто прислалъ, получаютъ такой отвить: «Это Вамъ Царица Небесная прислала». Сестры поспешно убрали его и съ слезами умиления въ теплыхъ молитвахъ благодарили Свою Покровительницу, Спустя три дня повторилось то же самое; прибыль мужичекъ и опять съ тем же вопросом: «Куда ссыпать хлебъ?» Повторились те же вопросы и ответы. На этотъ разъ было привезено 5 подводъ муки, ржи и печенаго хлеба. Вскоре за тем прибыла св. икона, которую сопровождали сестры и усердные жители тех селений, череэъ которыя несли св. икону; проявляя объ исцелении отъ различныхъ недуговъ, жертвовали кто, что могъ, а также и хлеб, привозимыи два раза мужичкомъ, былъ жертвою техъ сельчанъ, где проносили икону, и даже вместе съ иконой принесли жертвованныхъ денегъ 100 рублей. Сестры съ начальницею м. М. во главе не замедлили принести свою глубокую благодарность Царице Небесной за такое дивное Ея покровительство, являяющее къ сему месту избранному для св. обители Самою Царицею Небесною.

Чтоже касается холодного храма во имя Казанской Божией Матери, то онъ былъ построенъ летъ 20 тому назадъ, владельцем Товолжанки Генераломъ П. Вохиным. По своему малому объему, храмъ не могъ вмещать молящихся поэтому, съ благословенья въ Бозе почившаго Воронежскаго Архипастыря Серафима, храмъ быль разобранъ съ целью расширить. Въ виду не было никакихъ средствъ, даже сотни рублей, кроме приготовленнаго материала, и то nриобретенного отчасти по милости благотво ителей, частию приготовляемого сестрами (кирпичъ~, наконецъ, съ надеждою на помощь свыше, 23 июня 1888 года положили начало фундаменту. Съ помощью Царицы Небесной работа идетъ почти безъ остановки.

Кроме сооружены соборного храма, уже второй годъ какъ начата вокругъ обители ограда нзъ кирпича, приготовляемаго съ помош,ью сестеръ, число которыхъ возрасло уже до 120. Все они размещены по келиям въ четырехъ двухъэтажныхъ корпусахъ. Въ главномъ корпусе, где в теплый храмъ, живетъ игуменья Мария и несколько сестеръ; внизу подъ алтаремъ храма находится монастырская трапеза, при которой небольшое пространство занимаетъ просфорня, где приготовляютъ просфоры. Въ другомъ корпусе находятся рукодельныя, где сестры занимаются разными рукодельными, между прочимъ преимущественно приготовлением ковровъ, вышиванием и другими работами. Невдалеке отъ жилыхъ помещений находятся сараи и конюшня; далее, ближе въ саду, домикъ для о. диакона, а тамъ немного подальше баня, и вдоль сада дорога въ поле и къ хлебной, где пекутъ хлебъ для монастыря. На северной стороне отъ главного корпуса строится собор, къ востоку отъ котораго находится домъ священника о. Василия съ надворными пристройками, еще дальше, севернее домъ для священника о. Федора, а недалеко отъ него ветряная мельница. На востокъ отъ собора и корпусовъ, на протяжении 8 десятинъ земли раскинуть большой садъ, въ которомъ особенное внимание обращаютъ на себя пирамидальные тополи, которые видны на довольно далекомъ разстоянии отъ монастыря. В саду есть достаточно ягодъ и фруктовъ, въ особенности яблокъ. За садомъ открывается взору обширное поле, где сеют преимущественно разный хлебъ и овесъ для монастыря. На северо-восточной стороне отъ монастыря красуется молодой лесъ, гдъ можно встретить и липу, и березу, и осину,-въ большинства растетъ дубнякъ. Въ разстоянии 2-хъ верстъ отъ монастыря находится пчельникъ. По дороги къ пчельнику, ближе къ реке, кирпичный сарай, где приготовляются кирпичи для постройки собора и ограды монастырской. Почва преобладает песчаная. Река своими изгибами окаймляетъ все имение Товолжанку, и хотя мелкая, однако быстрая. Вообще местность гористая, что придаетъ ей живописный видъ, и очень здоровая. Самый еидъ этой благословенной самой Царицей Небесной обители очень хорош, тихая и скромная жизнь ея обитательницъ производить прекрасное впечатление на посетителя. (14 стр.)

Литограмма Таволжанского Казанского Монастыря

Борисоглебский Александра – Невский общежительный Хрениковский монастырь

Борисоглебский Александра – Невский общежительный Хрениковский монастырь

Александро Невский общежительный мужской монастырь. Находится близ села Большая Грибановка, Борисоглебского уезда, Тамбовской губерни. Основан 1867 году на пожертвованной А.П.Хренниковым земле, в количестве 1785 десятин. И открыт определением Св.Синода от 10 августа 1904 года. Храм один во имя Св. Александра Невского, каменный. Приделы во имя: св. Василия Великого, митрополита Алексия, Марии Египетской и великомученицы Варвары. (Ист. «Полный православный богословский энциклопедический словарь») Cnб. т.7, репр.1913г.М.1992г, с102).

По другому источнику монастырь был основан много позже, но раннее его основание тоже подтверждается.

Заложен в 1901 году 19го августа и открыт 14 сентября 1904 года на земле, завещанной потомственным почетным гражданином Алексеем Петровичем Хренниковым, стоит на правом берегу реки Вороны, в одной версте от г.Борисоглебска на возвышенном гористом месте, окружен лесом.

Храм в монастыре один, каменный, крытый железом, теплый, во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.

На площади монастыря (150 х 50 сажень) четыре корпуса: два каменных и два деревянных, небольшого размера, крытые железом. В первом корпусе близ церкви помещается трапезная, а в подвальном этаже кухня и кладовая для хранения продуктов. Во втором настоятель, казначей и рухляной. В третьем деревянном корпусе 17 келий, в коих помещается 20 человек братии. В четвертом деревянном - просфорня и хлебная с кельями для служащих. Кроме того, внутри ограды монастыря имеются: амбар, ледник, кузница с флигелем для помещения рабочих из братии и сарай для плотничьих работ.

Монастырь обнесен деревянною оградою с четырьмя воротами.

Братии в монастыре состоит налицо настоятель, казначей, три очередных иеромонаха, четыре иеродьякона, восемь монахов, восемь послушников и двадцать два человека живущих на испытании (то есть трудники).Имелся свой кирпичный завод.

При монастыре был источник Св. Вмц. Варвары, который существует и в наше время. Монастырь был хорошо виден с города на Грибановской» горе.

Монастырь закрыт в начале 20 х годов, при разорении монастыря братия сумела спасти и вывести хромовые святыни: иконостас с иконами. Икону святителя Николая и Икону Святителя Николая и Александра Невского. В настоящее время эти святыни пребывают в храме Рождества Пр. Богородицы села Самодуровка Поворинского района Воронежской области.

В настоящее время на месте монастыря находится военная часть, а на месте храма стоит большой Крест с именной надписью, что здесь был православный монастырь. Промыслом Божьим военная часть расформировывается в конце 2006 года (1700 св.вмц Варваре). Хочется надеется, что по воле Божьей в разоренной обители вновь возродится монашеская жизнь. (Тамбовский архив)

журнал "Русский инок". Джорданвиль, США

РУССКИЙ ИНОК №1
ЯНВАРЬ 1912
Игумен Никандр

15 июля 1911 года, двенадцать унылых ударов в колокол возвестили насельникам - пустынной Борисоглебской Александро-Невской обители, что их многоболезненный авва в Бозе почил. Тихо догорал он... догорал, как горит лампа, Аа, когда уже мало в ней елея. Но при телесной слабости болящий о. игумен Никандр и при последних минутах своего земного жития, бодр был духом. И невольно теперь при могиле его встает предо мною вся его жизнь, все его иноческое делание. Это был инок-аскет, даже вид его напоминал древних подвижников благочестия. Но при всем аскетизме его жизни, он имел чуткое, благородное сердце. Это был авва с утра и до вечера, с вечера и до утра. Он ушел из мира уже овдовевшим священником, испытав несчастную семейную жизнь. Он в монашестве искал желанного покоя и нашел его.

Вся жизнь его в монастыре это была сплошная умная молитва. Невольно возникают в памяти его проникнуrое благоговейностью служение, его простые, краткие, но глубокие по содержанию проповеди. Как говорил он! Он мог говорить так, что вся церковь ловила каждое его слово... Это был действительно делатель винограда Христова. Это был отец иноков, это был старец-молитвенник. да и административная города в нем была прекрасная. Он в течение 2-х лет обстроил монастырь, огородил оградой, приобрел массу инвентаря, открыл приют для сирот мальчиков. Вообще, был человек энергии, человек дела. На мой вопрос "Батюшка! Когда же Вы отдыхаете". Он лишь отвечал: "Я Володя, отдыхаю в разнообразии занятий". Помолись же, авва, за осиротелую обитель, за осиротелых иноков... помолись и за меня, так безжалостно ушетшего от тебя, ради презренного личного счастья. Верю я, что ты будешь иметь у Господа дерзновение за твою истинно иноческую, редкую в наше время жизнь".

Бьвший послушник В.

P.S. С 2003 года 28 июля (15 июля) в день успения игумена Никандра из города Борисоглебск выходит крестный ход в Серафимо Саровский монастырь.

РАСПОРЯЖЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ ПО МОНАСТЫРЯМ
Определения Святейшего Синода

От 29 ноября 1911 года за № 9298, постановлено: допустить казначея Борисоглебского Александро-¬Невского общежительного Хреникова монастыря, Тамбовской епархии, иеромонаха Константина к исправлению должности настоятеля сего монастыря.

Лёвин О.Ю. (г. Тамбов)

Социально-демографический состав
насельников тамбовских монастырей 1800-1917 гг.

Социально-демографический состав насельников тамбовских монастырей 1800-1917 гг. Появившиеся в конце века два новых мужских монастыря быстро росли: Кирсановский Александро-Невский открытый в 1890 г. уже к 1910 г. Насчитывал в своем составе 54 человека (а начинался с 8). Борисоглебский Хренников монастырь, открытый в 1904 г., к 1910 г насчитывал 47 насельников. Это лишний раз подтверждает, что рост штатных мужских монастырей в епархии сдерживался.

Настольная книга для священно-церковно-служителей ч.2 С.В.Булгаков,
репр воспр. Изд.1913г., Изд. Отд. MI7, М.1993, с15-39

Сайт Воронежской и Борисоглебской Епархии (Святые изображены на иконе Всех святых в землях Воронежских, Придонья и Азова просиявших в Покровском Кафедральном соборе г.Воронеж)
Изображены все святые в том числе и Богисоглебские:
Прп. игумен Никандр. Прп. иеросхим.Иосиф, схимонах Сампсон.

Подвижники благочестия Бобровские, Богучарские и Борисоглебские

Имя Подвиг Год
представления
День памяти
(старый стиль)
День памяти
(новый стиль)
Прав. Александр Протоиерей Богучарский 1871 30 августа 12 сентября
Прп. Иосиф Иеросхимонах Николо-Угрешский, Борисоглебский и Новохоперский 1880 31 августа 13 сентября
Равноап. Дионисий еп. Якутский, Данковский 1896 8 сентября 21 сентября
Прп. Пахомий Иеросхимонах Афонский, Бобровский 1905 23 июня 6 июля
Прп. Никандр Игумен Борисоглебский 1911 15 июля 28 июл